Титульный лист: https://cloud.mail.ru/public/9dxi/2VmPBM4zn
Комитет образования администрации муниципального района
«Кыринский район»
Согласовано Председатель профсоюзной Утверждаю
КО АМР «Кыринский район» Председатель КО АМР «Кыринский район»
__________ /Ведерникова В.Г./ _________ /Куклина Н.А./
Программа
«Нулевой травматизм»
Комитета образования администрации муниципального района
«Кыринский район»
с. Кыра
2019 г.
-1-
СОДЕРЖАНИЕ
СТР.
- Паспорт программы 3
- Характеристика текущего состояния сферы реализации 4 программы (внешние и внутренние факторы)
- Сроки и этапы реализации программы 7
- Описание рисков выполнения программы и способов их 7 минимизации
- Основные направления Программы «Нулевой травматизм» 7 6. Перечень мероприятий по реализации программы 8 «Нулевой травматизм»
-2-
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Цель Программы |
Обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников КО АМР «Кыринский район» на рабочих местах, предотвращение нес частных случаев на производстве, обеспечение соответствия обору дования, инструментов процессов работы государственным норма тивным требованиям по охране труда, пожарной безопасности. |
Задачи Программы |
1. Улучшение условий труда, снижение уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, которые предусматривается решить за счет: - осуществления комплекса мероприятий, направленных на улуч шение условий труда работников КО АМР «Кыринский район»; -внедрение систем управления охраной труда, обеспечивающих оценку уровней профессиональных рисков работников, разработ ку и реализацию мероприятий, направленных на их минимизацию. 2. Совершенствование нормативно-правовой базы охраны труда. 3. Деятельность по проведению специальной оценки условий труда по приведению их в соответствие с государственными нормативными требованиями ОТ. 4. Повышение ответственности работников за собственную безопасность и безопасность других лиц при выполнении работ. 5. Совершенствование отношений в трудовом коллективе путем внедрения культуры безопасного поведения. 6. Повышение качества проведения обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на рабочих местах. |
Ожидаемые значения конечных результатов реализации Программы |
1. Сохранение здоровья работников. Снижение количества больничных листов по временной утрате трудоспособности. 2. Соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и как следствие - величины предотвращенного экономического ущерба от несчастных случаев и заболеваемости. 3. Повышение производительности труда работающих. 4. Улучшение морального и психологического климата в коллективе. 5. Улучшения условий труда работников КО АМР «Кыринский район», исключение производственных травм. 6. Получение положительных характеристик и исключение предписаний от контрольных и надзорных органов. |
Нормативно-правовое основание для разработки Программы «Нулевой травматизм» |
1. Трудовой кодекс РФ 2. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»; 3. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 03.04.2017); 4. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О пожарной безопасности»; 5. Приказ Минтруда России от 24.06.2014 № 412н «Об утверж дении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда»; 6. Постановление Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13. 01. 2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»;
|
-3-
|
7. Приказ Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда»; 8. Постановление Минтруда РФ от 17.12.2002 № 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда»; 9. «Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда» (утв. Минтрудом РФ 13.05.2004); 10. Постановление Минтруда России от 24.10.2002 № 73 «Об ут верждении форм документов, необходимых для расследования и уче та несчастных случаев на производстве, и положения об особен ностях расследования несчастных случаев на производстве в отдель ных отраслях и организациях (с изменениями на 14 ноября 2016 г); 11. Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производ ственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмо тры (обследования), и Порядка проведения обязательных предвари тельных и периодических медицинских осмотров (обследований) ра ботников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (с изменениями на 06.02.2018 г.); 12. Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 (ред. от 15.12.2014) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; 13. Профессиональный стандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования. Утверждён приказом министерства образования РФ № 608-н от 08.09.2015г.; 14. Концепция развития трудовых ресурсов Забайкальского края на 2012 - 2025 годы, утверждена распоряжением Правительства Забайкальского края от 25 июня 2012 года № 324р 15. Приказ Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 27.02.2018 № 378 «Об утверждении Типовой программы «Нулевой травматизм»; 16. Положение КО АМР «Кыринский район»; 17. Коллективный договор КО АМР «Кыринский район»; 18. и др. нормативно-правовые документы
|
- Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы
Внешние факторы.
Основными показателями, характеризующими любую организацию - являются показа-тели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. От того, какие условия труда для работников будут созданы и как организована охрана труда зависят:
- здоровье работников;
- успешность организации;
- уровень квалификации, показатель текучести кадров, благоприятный климат, качественные показатели и др.
-4-
Неудовлетворительная организация охраны труда влечет происшествия несчастных случаев и развитие вредных, или опасных условий труда, и как следствие приобретение профессиональных заболеваний работниками.
На уровне региона последствия от неудовлетворительной организации охраны труда в каждой организации зависит общая оценка региона, то есть это последствия, сформированные по отдельным событиям в общую картину:
- увеличение смертности трудоспособного населения;
- ухудшение здоровья населения, в том числе детородного возраста;
- увеличение страховых единовременных выплат и выплат на оплату больничных листов;
- отсутствие экономического роста;
- отсутствие стимулов для закрепления населения на территории;
- отток населения в более привлекательные регионы.
Производственный травматизм по количеству несчастных случаев с тяжелыми пос-ледствиями, произошедшими на производстве в Забайкальском крае в 2017 году, как и в 2016 году составил 44 несчастных случая с тяжелыми последствиями. Смертельный трав-матизм снизился на 4 несчастных случая по сравнению с 2016 годом. В результате плохой организации охраны труда в отдельных организациях малого бизнеса, произошло увеличение с 17 до 23 тяжелых несчастных случаев.
Период |
Количество несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями |
|||
Всего |
Групповых |
Со смертельным исходом |
С тяжелыми последствиями |
|
2016 г. |
44 |
9 |
18 |
17 |
2017 г. |
44 |
1 |
14 |
23 |
Общее количество пострадавших в 2017 году 48 человек, из них: 20 погибли (из них 6 человек в составе 7-х групповых случаев), 28 получили тяжелые травмы. В 2016 году общее количество пострадавших составило 54 человека, из которых 23 человека погибли (из них 5 человек в составе 9 групповых случаев) и 31 человек получили тяжелые травмы. В струк-туре смертности населения Забайкальского края 40% составляют лица трудоспособного возраста, из них 78% случаев смертей от предотвратимых причин, 15% от развития новообразований, приобретенных в процессе трудовой деятельности и связанных с ней.
Сохраняется высокий уровень общей заболеваемости работающих, высокий удельный вес выхода на инвалидность трудоспособного населения. В Забайкальском крае в 2016 году первичный выход на инвалидность трудоспособного населения составил 40,7 на 10 тысяч населения, в абсолютных цифрах 2598 человек, или 50,3% от общей численности. Всего в 2016 году было зарегистрировано 269 профессиональных заболеваний, за истекший период 2017 года уже выявлено 76 заболеваний у 59 человек, всего с января по ноябрь 2017 года 70 диагнозов были подтверждены врачам и профпатологами по результатам повторных медосмотров.
Численность получателей страховых выплат по временной утрате трудоспособности в результате несчастных случаев, произошедших на производстве в 2016 году составила 1186 человек, в связи с профессиональным заболеванием 1342 человека. Расходы на оплату социальной и профессиональной реабилитации пострадавших в 2016 году составил и 61346,4 тыс. руб., пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили 14881,1 тыс. руб. На улучшение условий труда 1-го работника в среднем в реальном секторе экономики Забайкальского края в год тратится 9000 рублей. А на компенсации по восстановлению здоровья на 1-го работника в среднем тратится от 15000 до 25000 рублей. Соответственно по уровню социально-экономического развития
-5-
среди 85 регионов России Забайкальский край занимает 71 место.
Следствием вышеуказанного Забайкальский край сохраняет рост естественного оттока населения в другие регионы – за 8 месяцев 2017 года миграционная убыль составила 3711 человек и по сравнению с 8 месяцами 2016 года увеличилась на 23% (3025 чел.). Таким образом, очевидно, что рынок труда Забайкальского края функционирует в условиях развивающегося дефицита численности трудоспособного населения.
Внутренние факторы.
Основная миссия Комитета образования администрации муниципального района «Кыринский район» заключается в создании безопасных условий жизнеобеспечения и для удовлетворения требований потребителей к качеству предоставляемых услуг.
Вопросы по организации охраны труда, являются одними из наиболее значимых и сложных в системе работы КО АМР «Кыринский район». В КО АМР «Кыринский район» реализацией комплекса мероприятий по охране труда занимается председатель КО АМР, специалист по охране труда и заведующий хозяйством. Комплекс мероприятий в области охраны труда подразумевает такие направления деятельности, как создание безопасных условий пребывания сотрудников организации, соблюдение санитарно-гигиенического режима, мер противопожарной и электробезопасности, обучение безопасному поведению, знанию норм и правил охраны труда, ведение обязательной документации и многое другое.
Одним из важнейших направлений профилактической работы по предупреждению травматизма является обучение и инструктирование работников по охране труда. Все сотрудники комитета в установленном порядке проходят обучение по охране труда (инструктажи), ведется профилактическая работа по предупреждению травматизма сотрудников и профилактика профессиональных заболеваний.
Основными формами информационной работы в области охраны труда в КО АМР «Кыринский район» являются: доведение организационно – распорядительной документации до работников; проведение инструктажей, индивидуальные собеседования с работниками при разработке новых и внесении изменений и дополнений в действующие локальные нормативные правовые акты по охране труда, касающиеся их деятельности, по результатам нарушений требований по охране труда.
В КО АМР «Кыринский район» разработаны и утверждены программы и инструкции по охране труда по всем видам проводимых работ, по всем должностям и по типу используемого оборудования. Также разработаны и утверждены программы и инструкции по пожарной и антитеррористической безопасности. Указанные программы и инструкции своевременно пересматриваются. Вопросы охраны труда рассматриваются на заседаниях трудового коллектива при обязательном присутствии председателя КО АМР «Кыринский район». Была проведена специальная оценка условий труда на всех рабочих местах, кроме рабочих мест муниципальных служащих.
Оперативное планирование будет осуществляться для решения вновь возникающих задач, например для реализации мероприятий, разработанных по результатам расследования несчастного случая и т.п.
Планируемые мероприятия должны быть конкретными и увязаны с объектами и источниками финансирования.
Но в силу определённых обстоятельств в КО АМР «Кыринский район» имеются проблемы с финансированием данного вопроса. Поэтому достижение главной цели Программы может бытъ достигнуто систематическим проведением программных мероприятий, направленных на профилактику производственного травматизм, профессиональных заболеваний, повышение ответственности каждого работника КО АМР «Кыринский район» за состояние своего здоровья.
Эффект от внедрения и реализации Программы:
- недопущение несчастных случаев в организации;
- ранняя диагностика и профилактика профессиональных заболеваний;
- уменьшение экономических потерь, связанных с несчастными случаями и профессиональными заболеваниями.
-6-
- Сроки и этапы реализации программы
Реализация Программы «Нулевой травматизм» охватывает период с 2019 по 2024 годы.
Программа реализуется в один этап:
- оценка производственных рисков на рабочих местах;
- устранение производственных рисков, или их минимизация.
Последовательность реализации программы определяется достижением целевых показателей мероприятий по снижению производственных рисков в КО АМР «Кыринский район» в соответствии с внутренним планом.
- Описание рисков выполнения программы и способов их минимизации
Риск |
Последствия наступления |
Способы минимизации |
1. Внешние риски |
||
Изменения федерального и регионального законодатель ства, реализация на федера льном и региональном уров не мероприятий, влияющих на содержание, сроки и ре зультаты реализации меро приятий программы |
Невыполнение заявленных показателей реализации Программы |
Оперативная корректировка программы в соответствии с изменяемыми нормами зако нодательства на федеральном и региональном уровнях |
2. Внутренние риски |
||
Уменьшение или отсутствие финансирования программы |
Недостаточность средств для реализации мероприятий программы; Невыполнение заявленных показателей реализации программы |
Определение приоритетов для первоочередного финансирования |
Низкая мотивация работников к достижению целевых значений показателей программы |
Невыполнение заявленных показателей реализации Программы |
Мотивация работников к безопасному поведению на рабочих местах
|
Недостаточная подготовка специалистов и (или) ответственного исполнителя |
Невыполнение заявленных показателей реализации Программы; Затягивание сроков реализации программы |
Своевременное повышение квалификации руководителя и специалиста по охране труда |
Низкая мотивация специалистов, ответственных за организацию охраны труда к повышению качества условий труда и культуры безопасного поведения работающих |
Невыполнение заявленных показателей реализации Программы; Затягивание сроков реализации программы |
Стимулирование специалистов. Ответственных за организацию охраны труда к мотивации персонала по повышению культуры поведения на рабочих местах |
- Основные направления Программы «Нулевой травматизм»
5.1. Обеспечение соответствия оборудования, технологических процессов, применяемых в КО АМР «Кыринский район» государственным нормативным требованиям охраны труда.
5.2. Использование механизма частичного финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников
-7-
за счет средств страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
5.3. Обеспечение проведения специальной оценки условий труда.
5.4. Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знаний требований охраны труда.
5.5. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда, в том числе проведение дней охраны труда, совещаний и иных мероприятий по вопросам охраны труда.
5.6 Обеспечение работников сертифицированными средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с установленными нормами и осуществление контроля за их применением.
5.7. Проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров работников (кочегары, водитель).
5.8. Развитие санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда.
5.9. Информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.
5.10. Разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников.
5.11. Осуществление контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, рассмотрение его результатов, выработка предложений по приведению условий и охраны труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
- Перечень мероприятий по реализации программы
«Нулевой травматизм»
№ п/п |
Наименование мероприятий, целевых показателей |
Ответственные |
Сроки исполнения |
1. |
Организация работы специалиста по охране труда: |
Председатель КО |
1 раз в год
|
1.1. |
Издание приказа о назначении ответственного |
|
|
2. |
Анализ и систематизация информации о состоянии условий и охраны труда КО АМР «Кыринский район» |
Специалист по ОТ
|
Постоянно в течение всего периода реализации Программы |
3. |
Обеспечение наличия комплекта нормативных правовых актов, в том числе локальных, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности: |
Специалист по ОТ
|
Постоянно в течение всего периода реализации Программы |
3.1. |
разработка перечня инструкций по охране труда для работников в соответствии с должностями, профессиями или видами выполняемых работ |
Специалист по ОТ
|
|
3.2. |
разработка инструкций для работников в соответствии с должностями, профессиями или видами выполняемых работ |
Специалист по ОТ
|
|
-8-
3.3. |
ведение журнала учета инструкций и учета выдачи инструкций |
Специалист по ОТ
|
|
3.4. |
периодический пересмотр инструкций по охране труда, актуализация инструкций по охране труда при введении или внесение изменений в законодательные акты РФ |
Специалист по ОТ
|
не реже 1 раза в пять лет |
4. |
Актуализация раздела «Охрана труда» коллективного договора |
Председатель КО, председатель проф. организации КО АМР |
1 раз в 2 года
|
5. |
Создание и обеспечение работы комиссии по охране труда в целях организации совместных действий работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний: |
Председатель КО |
Постоянно в течение всего периода реализации Программы |
5.1. |
проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах |
Специалист по ОТ, комиссия по ОТ |
1 раз в квартал |
5.2. |
Оборудование и систематическое (обновление) уголка по охране труда |
Специалист по ОТ, зав. хозяйством |
Сентябрь 2019 г. |
6. |
Включение вопросов состояния условий и охраны труда в повестки совещаний коллектива КО АМР «Кыринский район» |
Специалист по ОТ, зав. хозяйством |
Постоянно в течение всего периода реализации Программы |
7. |
Обучение по охране труда: |
Специалист по ОТ, зав. хозяйством
|
Постоянно в течении всего периода реализации Программы |
7.1. |
проведение вводного инструктажа |
|
|
7.2. |
проведение первичного инструктажа на рабочем месте |
|
|
7.3. |
проведение повторного инструктажа |
|
|
7.4. |
проведение внепланового инструктажа |
|
|
7.5. |
организация обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве |
Специалист по ОТ |
|
7.6. |
организация обучения руководителя организации, специалиста по охране труда, лиц, зав. хозяйством, как ответственного за организацию работы по охране труда работников хоз. группы, в объеме должностных обязанностей в аккредитованных обучающих организациях |
Председатель КО |
По мере необходимости |
7.7. |
составление графика проведения обучения по охране труда работников КО АМР и проверки знания требований охраны труда комиссией по проверке знаний требований охраны труда |
Специалист по ОТ |
|
-9-
8. |
Обеспечение работников специальной одеждой и другими средствами индивидуальной защиты |
Председатель КО |
Постоянно в течении всего периода реализации Программы |
|
9. |
Медицинские осмотры (обследования) и вакцинация работников |
Председатель КО |
1 раз в год
|
|
9.1. |
составление контингента работников, подлежащих периодическим и предварительным осмотрам |
Специалист по ОТ |
|
|
9.2. |
заключение договора с медицинской организацией о проведение медицинских осмотров, вакцинации; |
Специалист по ОТ |
|
|
9.3. |
составление поименных списков на прохождение медицинских осмотров на основании разработанных контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам |
Специалист по ОТ |
|
|
10. |
Обеспечение содержания зданий, помещений, территории в соответствии с требованиями охраны труда (недопущение скользких участков, рваных участков линолеума в помещениях, разрушения осветительных приборов, мебели и др.): |
Председатель КО, зав. хозяйством
|
Постоянно в течении всего периода реализации Программы
|
|
10.1. |
реализация мероприятий, направленных на безопасную эксплуатацию зданий и сооружений |
Председатель КО |
|
|
10.2. |
назначение лиц, ответственных за техническую эксплуатацию зданий и сооружений |
Председатель КО |
|
|
10.3. |
разработка планов подготовки зданий и сооружений к осенне-зимнему периоду |
Зав. хозяйством |
|
|
10.4. |
обеспечение наличия у осветительных приборов плафонов, решеток, своевременная замена ламп |
Председатель КО, зав. хозяйством
|
|
|
11. |
Организация проведения контроля за соблюдением норм охраны |
Комиссия по ОТ |
Постоянно в течении всего периода реализации Программы |
|
12. |
Реализация мероприятий, направленных на соблюдение норм электробезопасности
|
Зав. хозяйством |
Постоянно в течении всего периода реализации Программы |
|
12.1. |
назначение лица, ответственного за электрохозяйство в организации |
Председатель КО |
|
|
12.2. |
Мероприятия по обеспечению безопасных условий пребывания работников (замер электрических цепей) |
По заявке, органы, имеющие лицензию |
|
|
13. |
Реализация мероприятий, направленных на мероприятия и услуги по обеспечению комфортных условий пребывания сотрудников: |
Председатель КО, зав. хозяйством
|
Постоянно в течении всего периода реализации Программы |
|
-10-
13.1. |
Производственный контроль (освещение, микроклимат) |
Зав. хозяйством |
|
13.2. |
Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников |
Председатель КО |
|
13.3. |
Обеспечение требований и норм СанПина (дератизация, дезинсекция) |
Зав. хозяйством
|
|
13.4. |
Проведение специальной оценки труда |
По заявке, органы, имеющие лицензию |
|
13.5. |
Незамедлительное устранение причин, приведших к несчастным случаям на производстве |
Председатель КО
|
|
13.6. |
Повышение ответственности работников КО АМР «Кыринский район» за собственную безопасность и состояние своего здоровья. Пропаганда безопасного поведения на рабочих местах |
Специалист по ОТ |
|
-11-